История бренда Coca-Cola

История бренда Coca-Cola

От лекарства до культового напитка

Американская пищевая компания «The Coca-Cola Company» — крупнейший в мире производитель и поставщик концентратов, сиропов и безалкогольных напитков,  а товары, выпускаемые под разными торговыми марками, реализуются практически в двухстах странах: примерно по миллиарду (!) единиц ежедневно. Каждую секунду в мире выпивают 8000 стаканов напитков, выпущенных компанией. Бренд «Coca-Cola» — самый известный на планете, его узнают 98 процентов населения Земли. Гениальные маркетинговые ходы корпорации стали легендой и описываются в учебных пособиях по рекламному делу.

Лекарство «Кока-кола»

Рецепт «колы» придумал Джон Стит Пембертон — владелец крошечной фармацевтической компании в г. Атланте (США, штат Джорджия), подполковник в отставке. Джон с юных лет интересовался химией и любил проводить эксперименты. Плодом одного из них стало так называемое кока-вино — настойка вина на листьях коки. Когда в штате в рамках борьбы с алкоголизмом был введет запрет на спиртосодержащую продукцию, Джон разработал новый рецепт: 8 мая 1886 года он представил миру густой сироп с необычным вкусом. В состав вошли кофеин, плоды тропического дерева колы и те же листья коки в особой пропорции.

Последний ингредиент обладал наркотическим действием и помогал облегчать состояние людей, страдающих зависимостью от морфия (в число коих входил и сам подполковник Пембертон). Собственно, и сбывалась «кока-кола» в виде запатентованного лекарства «против нервных недугов». Реализация происходила посредством автомата в аптеке Джейкобса, самой крупной в городе. Имя новому «лекарству» дал приятель Д. Пембертона, бухгалтер фармкомпании Фрэнк Робинсон. Он же придумал логотип — каллиграфически выведенная надпись: «Coca-Cola». Спрос на новый товар ожидаемо не был ажиотажным: за первый год продавалось в среднем девять порций сиропа в сутки.

Развели…

Следующий шаг к знакомому всем вкусу и консистенции «колы» произошел уже в конце 86-го года. Тогда в аптеку Джейкобса заглянул один гражданин, мучающийся похмельным синдромом. Продавец Вилли Венейбл предложил тому запить сироп Пембертона не водопроводной водой, а стаканом содовой. Покупателю настолько понравилась смесь, что впредь городские аптеки стали реализовывать «кока-колу» именно с содовой. Именно так кола стала «шипучкой».

Благодаря сухому закону, напиток cola пользовался немалым спросом, однако на расширение бизнеса у Пембертона не было ни средств ни, как сейчас говорят, внутреннего ресурса. Здоровье бывшего военного сильно ухудшилось. Не имея возможности заниматься любимым делом, он был вынужден его продать. Автор уникального рецепта отошел в мир иной 16 августа 1888 года и был похоронен на “бедняцком” кладбище. За свое открытие он выручил в общей сложности две тысячи долларов. Лишь через 70 лет на могиле Пембертона установили надгробие из камня.

День рождения компании

Через несколько лет после смерти Джона Пембертона ирландец Айза Кэндлер, весьма успешный коммерсант и авантюрист, выкупил у вдовы рецепт колы, отдав за него 2 300 долларов — немалые по тем временам деньги. Кэндлер со своими товарищами 31 января 1893 года зарегистрировал фирму «The Coca-Cola Company». Этот момент стал новым витком в развитии бренда «Кока-Кола». Чтобы соответствовать запросам времени, рецептура напитка менялась. Например, в 1903 году из нее убрали наркотическую составляющую, сохранив при этом бодрящий эффект.

Популярность «Coca-Cola» росла в геометрической прогрессии. Происходило это благодаря президенту компании: Кэндлер являлся прирожденным маркетологом. Например, он распорядился бесплатно предоставить аптекам сироп объёмом в два галлона (из него получается 256 порций колы) в обмен на список постоянных клиентов. Им потом рассылали купоны на один стакан «Кока-Колы». Разумеется, мало кто отказывался от бесплатного напитка при очередном визите в аптеку, а распробовав, не покупал еще. А ещё компания продавала и по любому поводу раздаривала изделия со своим логотипом: блокноты, плакаты, открытки и даже часы.

Бодрость в таре

«The Coca-Cola Company» быстро разрасталась, выйдя за пределы города Атланты и даже штата Джорджия, строились новые заводы по производству колы. Айза Кэндлер на очередном собрании акционеров с триумфом сообщил, что “Кока-Колу” пьют в каждом штате США. В 1899 г. за 1$ он продал двум бизнесменам из штата Теннеси — Бенджамину Томасу и Джозефу Уайтхеду — право разливать напиток в бутылки. Таким образом эти джентльмены нашли решение давней проблемы с доставкой напитка на плантации вдоль Миссисипи. А в 1916 году Томас заменил простую цилиндрическую стеклянную тару на ту самую узнаваемую бутылочку «с талией». На такую форму его вдохновила современная женская мода: среди барышень были популярны юбки годе, которые подчеркивали бедра и расширялись книзу.

Достойный продолжатель

В 1919 году новым президентом «The Coca-Cola Company» стал Роберт Вудраф: его отец-банкир выкупил фирму у детей отошедшего от дел Кэндлера. Молодой 33-летний руководитель продолжил активно развивать и расширять бизнес. Для этого он создал целую организацию «Кока-Кола Экспорт Корпорейшен». Особое внимание Вудраф уделял качеству продукции и стандартизации производства и продаж: от формы бутылок и толщины стекла до способа их выкладки на прилавке. «У руля» компании он пробыл целых 60 лет. Всего за два десятка лет под его руководством количество заводов «Coca-Cola» перевалило за тысячу, и подавляющее большинство из них — 95% — были открыты местным бизнесменами. Важно отметить, «The Coca-Cola Company» по сей день отличается самой крупной производственной и дистрибьюторской сетью.

А что сегодня?

Сейчас империя «Coca-Cola» — это 11 крупных компаний-боттлеров (местные фирмы, которые  производят и разливают напитки по лицензии), работающих на территории нескольких государств, несколько десятков предприятий — неконсолидированных боттлеров. “The Coca-Cola Company” выпускает около двухсот видов напитков. Трем из них принадлежит 80% от всего объема продаж: это «кока-кола», «фанта» и «спрайт». Также компания выпускает натуральные соки. Совместно с «Nestle» производится холодный чай «Nestea» и холодный кофе «Nescafe». Летом 1999 года Coca-Cola приобрела права на торговую марку «Schweppes», принадлежащую ранее компании «Cadbury».

Основные продукты/услуги компании Coca-Cola

Истории других брендов